Образование и религия: социальный и гуманитарный контексты

Постановка проблемы

За последние двадцать лет религиозность дагестанцев поднялась от почти нулевой отметки в конце 80-х годов до охвата абсолютного большинства населения республики. Общество массового атеизма осталось позади.

Особенно выросла численность верующих среди молодежи, в том числе студенческой. По количеству религиозных объединений на душу населения, интенсивности совершения религиозных обрядов наша республика занимает первое место на территории России и СНГ. Сегодня в Дагестане функционируют 2572 религиозных объединения. Из них: исламских -2517 (1245 джума- и центральных мечетей, 826 квартальных мечетей, 271 молитвенный дом, 13 вузов, 98 медресе, 2 культурно-просветительских центра,

1 союз исламской молодежи, а также республиканская исламская организация - Духовное управление мусульман Дагестана), христианских - 50, иудейских -5.

Республика является самым исламизированным регионом России, как дооктябрьский Дагестан. Мусульманская составляющая все заметнее в социальной и культурной жизни и в быту простых людей. Дагестанцы активнее других участвуют в хадже в Мекку. По статистике в отдельные годы дагестанцы составляли подавляющее большинство.

В республике за это время создана стройная и эффективно действующая профессиональная система, в том числе высшего исламского образования, претендующая на статус центра исламского образования Северного Кавказа и России. Существенно влияет ислам на политику и элиту.

Президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов на III Съезде народов Дагестана по этому поводу

отметил: «Дагестанское общество возвращается к своим духовным истокам. Ислам закономерно стал важным фактором в жизни республики. Верующие получили возможность активно использовать огромный нравственный потенциал великой религии ислама для просвещения и созидания». Таким образом религия стала у нас не препятствовать, а способствовать духовной свободе дагестанского народа, обеспечивать стабильность и порядок в обществе.

Борьба за умы

Однако не всем была по душе такая консолидация нашего населения, особенно такой мощный исламский ренессанс. В первую очередь замышляющим измотать, ослабить и даже расчленить возрождающуюся Россию. Уязвимым местом в этом плане оказались

Дагестан и Северный Кавказ. Прежде всего они становятся объектом жесткой внешней идеологической экспансии, замешанной на экстремистских и радикальных установках. Идет борьба за умы, за настроения людей; развязана открытая агрессия, за которой стоит международный терроризм. Террористическая война на Кавказе - это война против сильной России. Тем самым создается атмосфера страха и стратегической нестабильности, экономической (инвестиционной), политической, культурной изоляции Дагестана и Северного Кавказа.

Умело используя трудности переходного (транзитного) характера нашего общества, который поразил корневые структуры дагестанского менталитета, в республику с начала 90-х годов проникла пропаганда различных зарубежных миссионеров, координируемая какими-то «неведомыми» и невидимыми силами. Сюда же стоит добавить тех, кто, получив образование за рубежом, вернулся на родину охваченный новыми религиозными идеями.

Здесь они нашли у небольшой, недовольной современной ситуацией части молодежи поддержку. Стала восстанавливаться зависимость внутренних проблем от внешней оценки и внешнего влияния, которая имела место не раз в трудные годы истории Дагестана. Под влиянием миссионеров ( бесплатной учебой за границей в 1996 году, только по официальным данным,

УЧИТЕЛЬ ВЕКА – Саид Омаров, Абдулкадыр Алькадары, Хамис Казиева, Хажа Локалова, Умайганат Муртазалиева
УЧЕНЫЙ-ХИРУРГ ВЕКА – Рашид Аскерханов, Абакар Магомедов
УЧЕНЫЙ-ВРАЧ ВЕКА – Султан-Мурад Омаров, Ибрагим Шамов, Хайрудин Гаджиев, Хаджи Булач, Рашидбек Умаханов, Наби Цахаев, Гаджимурад Гаджимирзаев, Магомед Хархаров, Сагадулла Абусуев, Магомед Арбулиев
УЧЕНЫЙ-МАТЕМАТИК ВЕКА – Халид Мухтаров, Камиль Магомедов, Мухтар Алиев, Разахан Алиев, Идрис Шарапудинов, Гаджи Магомедов, Сарухан Агаханов
УЧЕНЫЙ-ФИЗИК ВЕКА – Ибрагим-хам Камилов
УЧЕНЫЙ-ИНЖЕНЕР ВЕКА – Шамиль Алиев, Амир Амаев
УЧЕНЫЙ-ХИМИК ВЕКА – Магомед-Загир Вагабов
УЧЕНЫЙ-ЭКОЛОГ ВЕКА – Гаирбег Абдурахманов, Шапи Гасанов
УЧЕНЫЙ-БИОЛОГ ВЕКА – Абдул-Малик Юсуфов, Эмирбек Эмирбеков, Казима Булаева
УЧЕНЫЙ-ВЕТЕРИНАР ВЕКА – Нурутдин Мамаев, Амир Магомедов, Исмет Ганиев
УЧЕНЫЙ-АГРОНОМ ВЕКА – Нариман Алиев
УЧЕНЫЙ-ЭКОНОМИСТ ВЕКА – Владимир Алиев, Гамид Бучаев, Абдулмажид Гаджиев
УЧЕНЫЙ-ЮРИСТ ВЕКА – Зайнудин Астемиров, Аслам Халилов УЧЕНЫЙ-ЯЗЫКОВЕД ВЕКА – Шихабудин Микаилов, Саид Абдуллаев, Магомед Гаджиев, Унайзат Мейланова, Бадави Муркелинский, Темирхан Шалбузов, Абусупьян Акаев, Гарун Ибрагимов, Селим Джафаров, Ражидин Гайдаров, Шабан Мазанаев, Гарун Буржунов, Ахмедулла Гюльмагомедов, Загир Загиров
КРАЕВЕД ВЕКА – Булач Гаджиев
ЖУРНАЛИСТ ВЕКА – Далгат Ахмедханов
РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ ВЕКА – Али Камалов
КОСМОНАВТ ВЕКА – Муса Манаров
ЛЕТЧИК ВЕКА – Ахмедхан Султан, Магомед Талбоев
ВОЕННЫЙ МОРЯК ВЕКА – Магомед Гаджиев
ГЕНЕРАЛ ВЕКА – Магомед Танкаев, Магомед-Ганифа Шайдаев, Салих Халилов, Омар Муртазалиев, Магомед Абдуразаков
СПОРТСМЕН ВЕКА – Али Алиев, Загалав Абдулбеков, Сайдулла Абсаидов, Магомед-Гасан Абушев, Владимир Юмин, Владимир Назлымов
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВЕКА – Дагестанский государственный университет
НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕКА – Дагестанский научный центр Российской Академии наук

воспользовались около 1,5 тысячи молодых дагестанцев. Практически возвращению первых групп такого «набора» возник у нас небывалый ранее религиозный плюрализм, вызвавший проблемы исламской идентичности, даже враждебности. Разные подходы в религии суфитских «партий», представляющих официальный, традиционный ислам, и салафитов привели к росту отчуждения среди определенных слоев молодежи, способствовали появлению и росту религиозно окрашенного экстремизма, с четным фактором стал приток 6оевиков из арабских и других стран.

Одним словом, по республике сегодня бьют с разных сторон изнутри и извне.

Нравственность - ценность вечная

Все это и многое другое не могло н повлиять на мировоззрение и молодежную субкультуру, учебно- воспитательный процесс. У довольно 6ольшой части молодежи все еще существует рваное, противоречивое, набитое мифами и иллюзиями мировоззрение. Эффективное противостояние религиозному экстремизму невозможно без понимания молодежью сущности современного конфликта, правильного представления о предпосылках и геополитической ситуации, на фоне которой происходит развитие конфронтации, формированию которых в немалой степени способствует система образования.

В нынешних условиях мировоззренческого плюрализма намного быстрее идет процесс проникновения религиозного содержания в светское образовательное знание. По мнению

нашего знаменитого соотечественника, директора Института философии Российской академии наук, академика РАН Абдусалама Гусейнова, сегодня «тренд философских размышлений связан с попытками найти новые основания и аргументы для союза с теологией». Во всех социальных и гуманитарных школьных и вузовских дисциплинах существуют проблемы соотношения религии и культуры. Студент сегодня оказался между светской наукой и религией. Скажу сразу: здесь лучше «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». В мировоззрении ученика и студента есть место и философии, и религии, и науке, но нет и не может быть места их вражде и противопоставлению.

Тема «образование и религия» суперактуальна в нынешних условиях. Она очень сложная, тонкая и чувствительная, требующая осторожного подхода. Но откладывать её обсуждение больше нельзя. Устраняться от нее по принципу: школа, вуз - это светские учреждения, и они отдельны от религии

- непродуктивно, нереально. Жизнь всегда бывает похожа на время. От ответа на вопрос, каким образом решается проблема взаимосвязи светского и религиозного образования, в определенной степени зависит вектор развития современного Дагестана.

Обращение к этой теме предполагает в первую очередь привлечение к ней внимания, поиск форм и методов оптимального взаимодействия светского и религиозного образования, определения «допустимых границ» влияния религиозных ценностей на учебный процесс. Никакие стандарты и программы, учебные пособия и компьютеры не могут заменить непосредственного «менеджера» учебного процесса - учителя или преподавателя вуза. Скажу ещё: мы сами, учителя и преподаватели гуманитарных и социальных дисциплин, можем находиться и в ценностных оппозициях друг к другу, особенно в обсуждаемой теме. Именно благодаря этому становится возможным не наставлять и поучать, а создавать (учиться, осваивать) вместе; не обличать, а представлять палитру различных взглядов на этот вопрос. Диалогическое взаимодействие обеспечивает целостность общества, единство личности учащихся.

Именно диалог становится тем гуманитарным «ненасильственным» принципом, который нужно вводить в образовательные технологии, в программы развития молодежной культуры. Поэтому мы должны быть очень корректными. Такой подход должен способствовать созданию в республиканской образовательной системе гуманистической среды. При этом надо иметь в виду, что знание и нравственность представляют собой принципиально разные измерения бытия культуры. Знание может созидать, знание может и разрушать, а нравственность -вечная ценность (положительная значимость какого-либо объекта, явления, процесса).

О конвергенции (сближении)

Сохранение нравственности в обществе, гражданское и патриотическое воспитание молодежи - это одно из ключевых направлений пересечения светского и религиозного

образования в учебном процессе, основанного на том, что религиозные традиции во все времена были важным носителем и генератором общечеловеческих ценностей. Президент России Д.А. Медведев в этой связи отметил, что сегодня «от совместных усилий государства и религии во многом зависит консолидация нашего общества, укрепление традиционных духовных ценностей, поддержание гражданского мира и межнационального согласия. Все это имеет фундаментальное значение для дальнейшего развития России». При этом среди принципов нравственности почти неизменно во всех религиях присутствуют патриотизм, любовь к Родине, гражданская ответственность, семейные ценности, честность, уважение к другим, доброта, достоинство и так далее.

Сложившееся у нас разделение образования на светское и религиозное на самом деле не столь уж велико. К примеру, анализ религиозных методик и ценностей, составленных на основе хадисов, и современных методик.

Не обнаруживая каких-либо противоречий и противопоставлений, наоборот, я нашел принципы формирования фундаментального знания и методики нового типа, парадигматическая сущность которого основана не на противопоставлении религиозного знания светскому, а на понимании общности их задач в объяснении по большому счету картины мира, места и роли человека в этом мире. С этой точки зрения проблему «образование и религия» нельзя решить лишь законотворчеством. Общественное сознание должно признать тезис об единстве светского и религиозного образования в очень многих вопросах. Они в нынешних условиях вынуждены «жить вместе». Если не удастся установить, скажем так, определенную «симфонию» государственного и религиозного воздействия на первое «несветское поколение», то означенная конкуренция может приобрести весьма жесткие формы. При этом интегрированное взаимодействие не должно, на наш взгляд, обеспечивать содержательное тождество, или поглощение одного другим. Существует область пересечения ценностей и интересов, на основе которых складываются новые деятельностные отношения.

Основные принципы единства светского и религиозного образования

На сегодняшний день в российской государственной системе образования не существует единой модели освоения знаний о религии. В этом плане идут поиски в Министерстве образования и науки России и Российской академии образования. Но тенденция к созданию такой системы наметилась. Основными принципами функционирования такой модели, по мнению некоторых российских исследователей, являются принципы мировоззренческого плюрализма (то есть недопущение связывания мировоззренческих позиций и точек зрения). Как я снимаю содержание этого принципа? Обратимся, к примеру, к философской теме «Смысл человеческого бытия». На что в этом плане может претендовать преподаватель философии? На подачу студенту готового решения этой вечной проблемы? А если на курсе есть студентка верующая, по-мусульмански просвещенная, воспитанная и одетая? Тогда для нее этой проблемы просто не существует: ей яснее ясного, что смысл человеческой жизни в спасении своей бессмертной души, а спасение общества выше человеческих сил и посильно только Всевышнему. Достоевский по этому поводу восклицал: «Совесть без Бога есть ужас».

Сегодня в среде нашего студенчества тысячи и тысячи верующих. И по осматриваемой теме курса философии них свои позиции, которые менее его нуждаются в корректировках. Образовать человека возможно только том случае, если образуемый видит в этом смысл.

Мировоззренческие позиции могут усваиваться на основе общего курса. Именно в дискурсивных речевых практиках семинарских занятий происходит мировоззренческая социализация студентов, формируется идентичность. Дискурс в процессе преподавания социальных и гуманитарных предметов является условием определения своих базовых ценностей в этом противоречивом, негуманитарном» обществе. Дискурсы связывают изначально разнородные элементы в относительно устойчивое единство и таким образом производят систему ценностей. Конечно, эти позиции в зависимости от конфессиональной принадлежности существенно разные и критические по отношению друг к другу.

Что препятствует?

Среди факторов, препятствующих проникновению религиозного содержания в светское образовательное пространство, назову сохраняющиеся установки атеистического воспитания и образования, секуляризованное сознание учащихся и студентов и их социального окружения (хотя это законное право любого гражданина нашей страны); отсутствие или недостаточность нормативно-правового и научно-педагогического обеспечения процесса интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность светских образовательных учреждений; отсутствие систематической информации о состоянии общественного сознания в отношении религии как общей картины по стране и республике, так и по конкретным конфессиям; дефицит необходимого учебно-методического обеспечения; игнорирование поликонфессионального состава студентов.

А есть ли допустимые границы?

Такие границы влияния религиозного мировоззрения на учебно- воспитательный процесс, считаю, существуют. Светское опирается на либерально-демократическую идеологию - идеологию свободного выбора, который делается личностью исходя из её предпочтений и знаний о мире. Религиозное мировоззрение опирается на идеологию долженствования (должно совершиться), определяемого религиозным призванием, в том смысле что человек призван преодолеть свою данность мира, духовным усилием устремляясь к Всевышнему. Нужные и правильные ответы заданы «сверху».

В основе светского понимания личности лежат принципы гуманизма, свободы совести и свободы воли, и права человека гарантируют каждому возможность придерживаться любых убеждений, в том числе и религиозных, а также конструировать свои. По Конституции 1993 года у нас в стране запрещена единая идеология. В религиозном же пространстве выбор убеждения делается только один раз, а дальше работа разума происходит уже в рамках сделанного выбора.

Современная ситуация со сменой нормативно-ценностных ориентиров, изменения институционных матриц рождает необходимость инвариативного рассмотрения данной проблемы.

Решить это можно при условии, если представители обеих сторон пойдут на усложнение привычных для них картин мира, то есть на принятие некой метаструктуры, внутри которой бесконфликтно будут уживаться и светская, и религиозная картины мира. Базовым понятием в ней является «гуманитарная картина мира», которая включает в себя как равноценные составляющие светскую и религиозную картины мира. Принятие новой, метаструктурной модели сделает человека внутренне богаче, а в социальном, политическом поведении гибче, что существенно ослабит дестабилизирующий климат в дагестанском обществе.

На сегодняшний день существуют самые разные подходы к решению проблемы «образование и религия». При ближайшем рассмотрении получается, что правы и те, и другие, что ещё раз говорит о необходимости выработки единой национальной российской (дагестанской) концепции в деле религиозного и светского образования, в основу которой должны быть положены принцип переосмысления толерантности и новое представление о человеке, обществе, природе и мире.

АБДУЛЛА МАГОМЕДОВ,
профессор политологии