Издержки принципа: реванш экономического человека над культурным
Примечательно, что проблематику настоящего форума и в определённой степени состав его участников определил сам Глава Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов. Тем самым он стремится, на наш взгляд, коллегиально, с участием экспертов, видных общественных ученых страны, управленческой элиты, научных центров и вузов республики, деятелей культуры и искусства найти пути, формы и методы качественного изменения экономической и культурной среды, упорядочения, гармонизации интересов общества, власти и бизнес- сообщества, мировоззренческой реконструкции сознания и определения дагестанской модели культуры.
Культура как целостная соционормативная система - это не только и не столько наследственность: языки, традиции, обычаи, привычки, нормы, ценности. Культура как внебиологическое, благоприобретённое не подчиняется в целом законам наследственности (то есть сфера созданного, сотворённого искусственно с изменением социально-экономической жизни). Культура в наше время - это, прежде всего, наш выбор в альтернативной ситуации. Жизнь в любом случае всегда будет похожа на время. Культура - это конкурс народов, который выдерживают те, чьи ментальность и идентификация соответствуют требованиям текущей эпохи - начала XXI века. Поэтому мы считаем, что при определении нового поля культурного выбора, в том числе проблемы взаимовлияния культуры и экономики, следует соблюдать и учитывать, в частности, следующие принципы и факторы.
Первый. Дагестан очень долго, веками не был однозначным, одномерным, однородным, одноязычным, однокультурным. В силу геополитического, геостратегического положения, Дагестану с древнейших времён суждена была не только участь арены исторических битв (на его территории произошло самое большое количество войн в России), но и региона столкновений и взаимопроникновений различных культур и экономик. Такое межцивилизационное положение способствовало то небывалому подъему его экономики и культуры, то падению и откату назад, иногда на сотни лет. В результате сегодня Дагестан стал средоточием дагестанской, русской (российской), восточной, европейской культур.
В течение 200-летия окончательного вхождения Дагестана в состав Российского государства, культуры этносов менялись медленно и незаметно, жили свободно, особенно с образованием Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики и опекой федерального центра, эволюционировали и адаптировались к непрерывному общему контексу жизни, усваивая другие ценности, образы мышления и действия, в большей степени соответствующие реалиям страны и мира. Изменились характер и отношение к труду, установки, коллективные представления, склад ума, способ восприятия и видения мира; сложилась примерно одинаковая материальная и духовная культура, у которой намного больше общедагестанской, чем особенной, образовался единый дагестанский культурный стандарт и менталитет с общим русским языком.
Поэтому ныне существующее в политике, науке, культуре понятие «многообразие дагестанской культуры» не соответствует реалиям нашего времени в начале XXI века и даже опасно. В политическом плане оно угрожает высшей ценности - свободе. С социальной точки зрения оно консервативно. В плане единства народов оно является идеологической фикцией (выдумкой) и основой национализма. Одна из поразительных черт дагестанской культуры как явления - способность развиваться, изменяться и при этом сохранять свою самобытность. Эти особенности естественно должны быть учтены в созидательной деятельности при разработке новых проектов, подходов, инноваций.
Второй. Посмотрите, читайте, перелистайте монографии, книги, статьи российских и дагестанских культурологов, социологов, философов, политологов, и вы заметите, что по сей день остаётся основной и авторитетной классификация культур, предложенная американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой. Однако такая классификация культур не является адекватной сегодняшним реалиям. «Она игнорирует, отмечает политолог с мировым именем А.С. Панарин,- реальности современного глобального мира, мгновенно втягивающего в современность все мировые культуры, не дожидаясь их естественноисторической эволюции...», «она недооценивает вызов никем не запрограммированного, непредопределённого и непредсказуемого будущего, перед которым все культуры могут равным образом оказаться «не совсем приспособленными и принуждаемыми к более или менее адекватной реконструкции...» (Панарин А.С. Реванш истории: российские стратегические инициативы в XXI веке. М, 1998, с. 327.)
Действительно, вместе с бурно развивающимся миром Россия и Дагестан вступили в эру «космополитических дуальностей»: глобальное - локальное, интернациональное - национальное, западное - незападное. Радикально изменилось пространство социума - его границы выходят за рамки нации - государства. В мире многонациональные корпорации, негосударственные наднациональные социальные факторы играют доминирующую роль; утверждаются социальные сети. Сегодня сами нации раскалываются по культурному принципу и выделяют культурные типы, отличающиеся различными способами сборок трёх типов времени
ФИЛОСОФ ВЕКА – Халил Фаталиев, Магомед Абдуллаев, Ахед Агаев, Абдулгамид Алиев, Хасбулат Хасбулатов, Рашид Салаватов, Дибир Магомедов
ПОЛИТОЛОГ ВЕКА – Камалудин Гаджиев
БОГОСЛОВ ВЕКА – Али-Гаджи Акушинский
АРАБИСТ ВЕКА – Нажмудин Гацинский, Сефулла-Кади, Нурмагомед Араканский
ПОЭТ ВЕКА – Расул Гамзатов
«ГОМЕР» ВЕКА – Сулейман Стальский
ПИСАТЕЛЬ ВЕКА – Эффенди Капиев, Ахмед-Хам Абубакар
ПОЭТЕССА ВЕКА – Фазу Алиева
САТИРИК ВЕКА – Гамзат Цадаса
ДРАМАТУРГ ВЕКА – Алим-Паша Салаватов
(прошлого, настоящего и будущего) и разными стратегиями освоения будущего. Наглядный пример - сегодняшняя Украина.
Вот почему мы считаем, что культурная и научная элита Дагестана в новых проектах должна предложить обществу и власти свою классификацию дагестанской (российской) культуры, которая раскрыла бы в частности и драматизм, конфликтность, религиозно окрашенный экстремизм, терроризм современного дагестанского культурного пространства и определить в целом её когнитивные, мотивационные, нормативные, проективные функции.
И, ещё - третий фактор, который должен быть учтён в проектах культурного и экономического строительства современного Дагестана - о влиянии экономики и культуры. Предпринимательская деятельность в современном дагестанском обществе выступает одним из основных способов приспособления человека к новым социально - экономическим и культурным условиям, рыночным формам экономики, новым ценностям и социальным нормам, в конечной форме к повышению качества жизни. В феврале 2014 года среднедушевые денежные доходы составляли в республике 15 тыс.468 рублей. Это без учёта доходов, связанных с теневой экономикой, которая во многом превосходит бюджетные показатели. У нас нет бедных, у нас есть нарастающий разрыв между малообеспеченными и богатыми, а также амбициозное, противоречивое отношение к системе собственности (кто, что, когда и как получил и получает). Два десятка лет жизни в условиях реформирования примитивной экономики привели к важным, во многом радикальным изменениям в методах и ценностных ориентирах планирования людьми жизненных стратегий, выстраивания линий поведения, направленных на вхождение в новую экономическую ситуацию.
Таким образом возникает особая, корпоративная «культура», основанная на экономическом рационализме и трезвой оценке социальной ситуации. Подобно тому, как в сфере производства действует закон сокращения времени изготовления товаров, так и в сфере потребления действует закон сокращения времени удовлетворения потребностей. То есть возникают новые, подсказанные жизнью ценности. Потому современные дагестанцы предпочитают не производство традиционных одежд, а покупают их в мультибрендовых магазинах европейских марок. Предпочитают хранить пищу в холодильнике и подогревать в микроволновке вместо традиционного способа готовить ежедневно, предпочитают приглашать друзей, гостей, отметить дни рождения, юбилея, провести свадьбы в ресторанах, вместо того, чтобы принимать дома. Современный экономический человек предпочитает в основном иметь двух-трёх детей, поскольку они не скоро становятся самостоятельными и кормильцами в старости. Аналогичный подход демонстрируется и по отношению ко всем другим ценностям, которые тоже выступают как экономические. Если диплом юриста или экономиста гарантирует получение более высокого заработка, а в коррупционном обществе плюс ещё теневые доходы, то молодёжь идёт в юридические и экономические факультеты, если нет - образование становится нерентабельным. Отступает чтение в пользу Интернета и телевизора (экономика времени потребления информации). Связано всё это не с культурной или моральной деградацией как таковой, а действием закона экономики потребления.
Как говорится там, где розы, там и шипы. В современном потребительском Дагестане экономика (рынок) становится во главу угла общественных преобразований. Экономика господствует над идеалами свободы и культурного возрождения, над формированием цивилизованного капитализма. В обществе налицо реванш экономического человека над культурным. Безнравственность в бизнесе, ориентация на достижение успеха любой ценой, любыми средствами - тесно коррелирует с динамичным, устойчивым ростом материального положения небольшой группы людей крупного бизнеса. Победа жадных над культурными и моральными привела наше общество к расколу, росту преступности и нескончаемому терроризму. Одна из главных причин - недоверие людей к праведности богатства, возможности получить его честным путём - посредством труда, а также историческое доминирование в сознании дагестанцев чувства социальной справедливости...
Магомедов А.А,
доктор политических наук, профессор.
г. Махачкала, 22-23 апреля