Абдулла Магомедов: тяжелый крест признания (2004)
Камал Абуков
народный писатель Дагестана, доктор филологических наук,
профессор
Что общего между великим государственным деятелем России XIX века и нашим современником, дагестанским ученым, талантливым организатором? Между Михаилом Сперанским и Абдуллой Магомедовым? Почему задался этим вопросом, объясню потом. А вначале напомню о Михаиле Сперанском.
Это был человек блестящей эрудиции, энциклопедических знаний, незаурядных способностей, основатель российской юриспруденции как науки, теоретик и практик реформирования и модернизации государственного управления, не имевший себе равных в мастерстве составления государственной важности бумаг (готовил речи трем государям), талантливейший чиновник. Это был настоящий государственный муж, главными принципами которого были искренняя преданность отечеству, верное служение государству.
А Абдулла Магомедов – один из широко признанных в Дагестане интеллектуалов, теоретик и практик, автор многочисленных инициатив и практических решений городского и республиканского масштаба. Всюду, где работает, он становится главной пружиной, которая приводит в движение весь коллектив. Умудренный жизненным опытом, прошедший огонь и воду государственного служения, он издает одну за другой свои книги, высказывает идеи, которые населяют наше жизненное пространство и нередко воплощает их. Он, будучи диссидентом внутри партийной системы, «пережил» многих бывших «партийных боссов» и по-прежнему на виду, на особом счету. Он по праву считается основателем политологии как науки в Дагестане, являясь первым доктором политических наук в нашей республике, председателем Дагестанского регионального отделения Российской ассоциации политической науки. Его принципы основаны на любви к Родине, на требованиях чести, разума, долга.
Сперанский писал: «Сравнивая наказы и разные экономические и судебные учреждения с самовластием и безотчетностью управителей, можно сказать, что законы наши писаны были в Афинах или Англии, а образ управления занят у Турции».
Магомедов в наши дни пишет: «Политика, как совокупность властных решений и действий, всегда «завязана», ориентирована на наше физико-географическое пространство, этнокультурный пласт общества. Власть и всевозможные ее проявления возникают в известном смысле, как реакция на пространственные особенности существования обществ и цивилизаций».
Не все сознают, но факт, что человека можно распознать по рукопожатию, взгляду, по тембру голоса и даже по походке. Есть также критерий поважнее: с какой степенью объективности общество относится к личности, тем более, если это личность публичная. В интервью газете «Новое дело» (13 января 1995 г.) на вопрос, способны ли вчерашние партийные работники в новой социальной и политической обстановке принять в ней позитивное, разумное, плодотворное и неамбициозное участие, Абдулла Магомедов ответил: «…Я не отрекаюсь от своего прошлого, и у меня нет основания за него стыдиться. В прошлом обществе оно не могло быть другим… Меня окружало немало порядочных людей. Вся комсомольская и партийная жизнь прошла перед глазами множества людей. На партийной работе всегда ощущал определенное давление консерваторов и добровольно сам ушел с нее задолго до распада партии. А бывшие идеологи, я думаю, смогут осмыслить новое время, если у них хватит сил понять: что правда, а что ложь в истории страны. Я когда-то конспектировал 55 томов Ленина, а сейчас у меня на столе книги Бердяева, Соловьева, Федотова, Фромма, Фрейда, Сперанского, Столыпина, других мыслителей и политических деятелей. И никто не может отрицать тот факт, что путь к гласности, к перестройке прокладывали здравомыслящие партчиновники как в Центре, так о на местах…»
Прочитав это его интервью, я сразу вспомнил слова Бальзака:
«Тот, кто не меняет взглядов, просто болван».
В 70-80-е годы целая плеяда общественно-политических деятелей Дагестана, получивших блестящее образование и по природе настроенных на демократическую форму правления, оказалась на различных должностях в комсомольском, партийном и государственном аппарате брежневского «застоя». Магомедов – из этой группы интеллектуалов. Кто-то сказал, что интеллигент – это посланник трех миров: мира абсолютных ценностей, личностного бытия, социальной жизни. Абдулла Магомедов всегда находится «между» ними, не погружаясь целиком ни в одну из областей социума. Он посредник, но не святой, созерцающий вечность, и не ученый, посвятивший всю жизнь поиску истины, и не политический трибун. Он просто живет, заявляя о себе в любой деятельности.
Имея опыт и свое видение проблемы, он, может, раньше многих иных стал ощущать необходимость совершенствовать и реформирования системы управления обществом, ее перестройки. Вторая по значимости в то время газета страны, орган ЦК КПСС, «Советская Россия» в июне 1983 года опубликовала статью Абдуллы Магомедова «Диктует время». То был редчайший случай в дагестанский публицистике. В те же годы в болгарской газете «Родопски устрем» в терх номерах подряд он выступает со статьей «На пути перестройки». Замечу, кстати, что термин «перестройка» тогда еще даже не вошел в научный и публицистический оборот. В его открытой позиции мне дороги три момента. Во-первых, он не отрекается от своего служебного прошлого и не кается за него перед новоявленными демократами. Это не только мужество, но и нравственная цельность. Во-вторых, А. Магомедов не считает сегодня, что время, отведенное на освоение трудов Ленина, для него оказалось потерянными годами. И то, что он отныне открывает себе новые горизонты знаний в работах отвергнутых в минувшие десятилетия ученых, свидетельствует о живости его души, о незакостенелости мышления, готовности воспринимать ранее неосвоенное. Это диалектический подход к оценке витков истории. И третье. Упоминание о наличии в советский период «здравомыслящих партчиновников», которые прокладывали путь к гласности и перестройке, еще раз подтверждает органическую приверженность А.А. Магомедова к исторической правде, его верность своим выстраданным убеждениям.
Эти признания проззвучали из уст бывшего секретаря комсомольской организации Дагестанского государственного университета, зав. Отделом Ленинского (г. Махачкала) райкома КПСС, секретаря Махачкалинского горкома партии, а ныне первого проректора Дагестанского государственного педагогического университета, первого заместителя секретаря Дагестанского регионального отделения партии «Единая Россия», первого заместителя председателя Конгресса интеллигенции Дагестана, общепризнанного политолога, доктора политических наук, профессора, члена президиума РАН социальных и гуманитарных наук, президента Дагестанской ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом «Ватан».
В его лице, как говорил М. Горький о В. Маяковском, мыимеем деятеля, выполняющего функции целого учреждения. Он – и историк, и философ, и исследователь, и блистательный мастер научной публицистики, и педагог-реформатор, и публичный политик, и оратор, слову которого с доверием и пониманием внимают многолюдные аудитории.
Многонациональностью характеризуются все города, районы, поселки. К примеру, в поселке Сулак на январь 1995 года проживает всего 3792 человека. В том числе: ногайцы – 1998, кумыки – 455, русские – 447, аварцы – 338, лакцы – 336, даргинцы – 154, лезгины – 25, табасаранцы – 11, украинцы – 10 и т.д.;
- в 1989 году на территории бывшего СССР проживало свыше 619 тысяч человек из народностей Дагестана
- К примеру, в Москве имеет постоянную прописку более 30 тысяч дагестанцев, примерно столько же здесь временно находящихся, включая студентов.
Среди них немало видных ученых, писателей композиторов, художников, врачей, военачальников, деловых людей. Дагестан широко представлен в высших законодательных и правительственных органах, Конституционном и Верховном судах, Генеральной прокуратуре Российской Федерации. В одной Донецкой области Украины – более 15 тысяч дагестанцев, 5 тысяч аварцев, 4,6 тысячи лезгин, 3,7 тысячи даргинцев, 1,6 тысячи лакцев, 900 кумыков и др.
С 1990 года в республику вернулись около 90 тысяч дагестанцев;
- на 1 января 1995 г. Население составило 2 млн. 66,7 тыс. человек.
Где и в какой семье родился Абдулла? Вот как он сам отвечает на этот вопрос в интервью газете «Дагестанская правда» (11 апреля 2000 г.): «Отца я не знал: он погиб в Великой Отечественной войне в Венгрии, когда мне было два года. Погибли и два его брата. С детства, с рождения я был один (с шестнадцати лет я сам себя кормлю) и потому тянулся к людям, к добру, сочувствию. Я искал человеческого тепла, участия. Жизнь меня так вырастила и обучила, что я признаю, принимаю близко к сердцу людей, подобных мне по образу мыслей и образу жизни». Невозможно, даже искренне пересмотрев свои былые представления, одним махом перечеркнуть всю свою человеческую и творческую биографию. Можно сколько угодно развиваться, меняя взгляды, но благородство немыслимо без верности своей исконной природе. Абдулла Магомедов всегда верен ей. Он не способен на подлость, не ищет званий, медалей, должностей, не мечтает о «стульях» своих начальников. Он не стремится подмечать чужие слабости и уличать в ничегонеделании других. Он просто работает. Для него жизнь – это творчество. Он борется лишь за одно право – право творчески работать на своем месте. Он родился с обостренным чувством социальной справедливости. И добиваться ее ему помогают блестящие организаторские способности.
Одно соображение в продолжение сказанного выше. Одни собирают драгоценности, другие – древние книги, есть собиратели почтовых марок, создатели музеев старых автомобилей, даже карет и паровозов и т.д. Увелечения сами по себе похвальны, но не имеют больношо общественного смысла, ибо удовлетворяют лишь обывательское любопытство. А Абдулла Магомедов в своей практической деятельности решает многотрудную задачу – «собирание» людей, народов, языков, культур. Он проводит в 1992 году, впервые за 150 лет существования зарубежной дагестанской диаспоры, первый Конгресс наших соотечественников, на который схезались в Махачкалу около тысячи делегатов и приглашенных, в том числе и из дальнего зарубежья: США, Германии, Ирана, Турции, Сирии, Иордании, Голландии, Египта… За очень короткое время, буквально за два-три года, Абдулла Магомедов открывает представительства ассоциации «Ватан» в Стамбуле, Патерсоне (США), Берлине, Мюнхене, Гомбедикаусе (Иран), Аддис-Абебе, Хомсе (Сирия), Аммане, Каире… а также в Баку, Тбилиси, Киеве, Донецке и других городах стран СНГ. Именно ему, только ему одному удалось собрать в один зал в Махачкале внуков и правнуков тех дагестанцев, для которых слово «жизнь» неразрывно связано с понятиями: свобода, независимость, достоинство.
Пространство и время, войны и революции, казалось, разделили этих людей навсегда. Они говорят на разных языка, носят разную одежду, живут по законам разных государств. Но за всей этой несхожестью скрывается существовавшее некогда единство, которое возрождается сегодня в новых демократических условиях. Где бы ни проживали выходцы из Дагестана – в Стамбуле или Лондоне, Дамаске или Париже, Аммане или Нью-Йорке, Багдаде или Берлине, Москве или Киеве – они продолжают быть дагестанцами и всегда, отчужденные тысячами километров от родных аулов, своей родиной с гордостью называют Дагестан. Конгресс стал пересмотром нашего отношения к даегстанской диаспоре, к тем, кто живет в эмиграции. Абдулла Магомедов впервые в 1992 году открыл в Дагестане прямой впиарейс Махачкала-Стамбул, в столицу дагестанской диаспоры, пригласив для этого даже пограничников из Ростова-на-Дону, так как их тогда в Дагестане не было.
Это был не просто разовый подвиг, а блогородная миссия, движимая не голым ура-патриотизмом, а глубоким осознанием того, что народы на этой земле не должны быть разроблены. Прав был Ч. Айтматов, когда писал, что любой народ хочет быть не только сытым, но и вечным. Первейшее же условие вечности – соборность в смысле целостности: если даже не территориальной, то хотя бы моральной, нравственной, скрепленной памятью сердца, приверженностью к своим этнопсихолингвиситеским корням.
В ходе прочтения и осмысления его эмоциональной книги «Дагестан и дагестанцы в мире», я подумал, какое потрясение должен испытать читатель, живший доселе в неведении. Ведь многие десятилетия у нас, советских граждан, человек, оказавшийся на чужбине, воспринимаелся как эмигрант в самом негативном смысле, нередко как предатель, изменник. Спасибо Абдулле Абдуллаевиче, что он и как ученый, и как публицист, и как истинный гуманист раскрыл и разъяснил реалии дагестанской эмиграции, имевшей несколько волн. Онив трудах А. Магомедова не перебежчики, а патриоты, волею исторической ситуации, точнее – рока, оказавшиеся отторгнутыми от родной земли.
Верность отчей земле дагестанцев, живущих на разных мериианах планеты, А. Магомедов показал не только на примере старших поколений, но и мироощущением поколений, родившихся, сформировавшихся там, на чужбине. На мир они смотрят глазами своих соплеменников, что является еще одним подтверждением, что дагестанский генофонд выдержав испытания временем, не только не размок, расслабился, а упрочился даже в тех его пластах, которые бытуют на базе не исконно родных, а обретенных языков.
В многотиражной книге «Дагестан и дагестанцы в мире», изданной на русском языке в Махачкале и на арабском в Сирии и в Тунисе, автор пишет: «Существование дагестанского дальнего зарубежья – уникальный феномен XX века. Изгнанное из Страны гор меньшинство сумело не только способствовать сбережению национальной культуры и языка, но и внести свой вклад в мировую цивилизацию. Дагестанцы, независимо от того, где они проживают, при сохранении своего национального самосознания – мощная движущая сила возрожения современного Дагестана». И действительно, дагестанцы возвращаются на родину своих предков из дальнего и ближнего зарубежья, происходит воссоединение семей родственников. За десят лет ассоциация «Ватан» объединила более 600 родственников из стран дальнего зарубежья.
Еще одна важная позиция автора книги, носящая принципиальный характер: дагестанцы, пребывающие за пределами этнической родины, не просто живут там, а преуспевают в тех сферах, в которых трудятся. К примеру, в книге помещено письмо лезгина Селима Селимова из Америки. Он сообщает родителям о том, что принят в одну из лучших аспирунтур США – в аспирантуру Пенсильванского университета, что есть шансы защитить докторскую диссертацию, минуя кандидатскую. Помимо английского, он владеет французским языком, осваивает голландский и немецкий. Его научные интересы – это Карпентьер (кубинский писатель) и магический реализм в латиноамериканской прозе XX века. Ведь в США Селим перебрался с Кубы. Это судьба современного дагестанца представляющего республику в XXI столетии за Атлантическим океаном. Как им не гордиться?! И разве он не наш?!
В этой многожанровой, многослойной книге сплавлены боль, гордость и надежды человека страждущей души, каким является мой друг. У Абдуллы есть какой-то мотор, который всю жизнь движет им без усталости, отдавая людям всю его энергию.
А что делал А. Магомедов в дин августовско-сентябрьской войны 1999 года, в судьбоносное для народов Дагестана время? Он ставит перед собой задачу с помощью влиятельных соотечественников за рубежом нейтрализовать идеологический тезис, характеризующий эту войну как национально-освободительную борьбу, оправдывающий поход Басаева и Хаттаба наДагестан. Поначалу дагестанцы за рубежом находились в заблуждении, чему немало способствовали турецкие, европейские, арабские СМИ, описывая события со своей «колокольни». Узнав, что в Иордании собрано 20 млн. долларов для экстремистов и боевиков, он в начале едет в Турцию. В Анкаре и Стамбуле встречается с лидерами диаспоры, в том числе с бывшими генералами турецкой армии, активистами партии «Новый путь», показывает видеофильм о войне, выступления главы Республики Дагестан М.М. Магомедова и предедателя Народного Собрания М.Г. Алиева, переведенные на турецкий и английский языки, объясняет характер войны, место и роль России в спасении народов Дагестана. С помощью прогрессивных лидеров диаспоры организует встречи (в Анкаре их было 6, в Стамбуле – 3), в каждой из которых, участвовало 300-600 соотечественников, живущих не только в Турции, но и в Германии, США, Франции и других странах. Это были трудные встречи и беседы, и не всегда атмосфера была доброжелательной, особенно состороны турецких чеченцев. На отдельных встречах вместе с ним присутствовали представители правительства Дагестана и депутаты Народного Собрания республики, нироко известные в мире дагестанские борцы, принимавшие тогда участие в первенстве мира в Анкаре. Все это способствовало тому, чтобы остановить процесс сбора денег среди зарубежной диаспоры в помощь бандформированиям, ослаблению тенденции ободрения действий международных террористов и местных сепаратистов.
Вдумчивый и бесстастный аналитик прошлого, ученый А. Магомедов умеет проникать в суть тенденций, характеризующих будущее. Абдулла Абдуллаевич наделен редким даром социального прогноза. К такому убеждению я пришел, прочитав такие его труды, как «Становление Дагестана завтрашнего: самоузнавание, опасности и шансы» (запрошен библиотекой Конгресса США), «Дагестан на пороге XXI века: волны времени и контуры грядущего (теоретическое аспекты и практические реалии)», «Политическое управление и политическое лидерство» (запрошен библиотекой Президента России), «Философия и история в Махачкале в 60-90-е годы», «История Дагестана с древнейших времен до наших дней» (в соавторстве).
Новаторский характер носят и труды А. Магомедова, посвященные практике и теоретическим проблемам педагогики. В первую очередь я имею в виду его книгу докладов на заседаниях ученого освета педуниверситета «Какай вуз нам нужен?», брошюру «Многоуровневое педагогическое образование в впоросоах и ответах», учебник для вузов «Политология», лекционные разработки для студентов «Охлократия и кризисное время: преодоление», «Герменевтика субъекта», «Некоторые аспекты основ искусства речи» и ряд других. И здесь он первый – в практике дагестанских вузов начал издавать свои лекции. Эти работы, в которых глубоко осмыслены разные аспекты вузовского учебно-воспитательного процесса, составляют концептуальную систему, нацеленную на коренное совершенствование образовательной программы, как в Дагестане, так и в целом в России, соответствующей переменам, порожденным XXI столетием.
Одной из центральных в его творчестве стала тема прогресса и модернизации общества. Не случайно широко известный в мире философ, академик Российской Академии наук Г.В. Осипов, чьи труды изданы более чем в 50 странах мира, подчеркнул, что Магомедов А.А, - один из первых, кто обосновал в политической науке категории «модернизация общества» и «национально-государственные интересы». Суть анализа драматических коллизий XX века, данного А.А. Магомедовым, заключается в том, что взаимоотношения людей современной эпохи, их социальные, культурные, нравственные интересы выводятся из общественного бытия нашего противоречивого и бурного времени. В статье «Магия понятий и социальная реальность», напечатанной в журнале Российской Академии Наук «Общественные науки и современность» в 1991 году, а написанной в 1989-м, А.А. Магомедов одним из первых среди обществоведов страны отметил, что сегодня «социализм» и «капитализм» не имеют и не могут иметь между собой принципиальных различий. Само их противопоставление приобретает ныне преимещественно эмоционально-оценочный, понятийно-идеологические, а не содержательны, не реально-практический характер. Нет на самом деле в реальности ни «капитализма», ни «социализма». Нет и «двух мировых систем». Само учение о них – грандиозная мистификация…»
Не могу не сказать два слова о его книге «Евразийский Дагестан: к итогам XX века». По ути, она является равитием внутреннего монолога автора о месте родной республики в мире, о возможных вариантах ее общестенно-политического развития на новых витках истории. Авторы предисловия к книге первый заместитель председателя президиума ДНЦ, академи РАН социальных наук, профессор Абдулгамид Алиев доктор историчеких наук и профессов Махач Магомедов дают высокую оценку новому труду Абдуллы Магомедова, связывают ее с оригинальностью натуры самого ученого и общественного деятеля. А. Магомедов чувствует себя в обществе не как равнодушный наблюдатель, подчеркивают коллеги, а как действующий элемент общественного механизма. «Проетирование общественного уклада стало стилем его жизни». Я бы добавил: А. Магомедов – обладатель государственноого интеллекта, подкрепляемого тончайшим чутьем к гулу времени и техническим сдвигам в недрах общества.
Поражает многомерность охвата и осмысления им событий и явлений в современном мире и Дагестане – составляющей части евразийского российского сообщества: «Дагестан – республика евразийской цивилизации», «Переосмысление дагестанской идеи», «Куда идешь Дагестан: попытка прогроза», «Оглянись, Дагестан», «Перестройка и Дагестан: подходы, противоречия, особенности», «Вместе с Россией и во взаимодействии со всем миром», «Об ответственности интеллигенции в преодолении кризиса и социально-экономическом реформировании Республики Дагестан», «Мысль как эмоция, или 0 совести, взывающей к памяти», «В чьих руках ключи согласия», «Порядок рождается из беспорядка», «Интеллигенция и власть», «Легко быть светилом для других, когда сам находишься в тени, или немного о социологии интеллигенции», - вот верстовые знаки, по которым движется исследовательская мысль и публицистический накал А. Магомедова.
Соответственно пословице «Язык вертится вокруг больного зуба», все в этих трудах сходится в эпицентре мировоззренческих пристрастий в Дагестане. Это обеспокоенность за настоящее и будущее отчей земли. На мой взгляд, автор хочет доказать, что все сделанное на практике и осмысленное в книгах и статьях, было органично связано с жизнью и временем его поколения, что стремление быть сразу всем (философом, историком, политиком, политологом, практиком, публицистом) также исходит из его чувства реальности. И все, что он делает и о чем пишет, взято из повседневной жизни. Можно сказать и так: он скорее, сильний организатор и практик, чем теоретик, потому что больше всего стремится изменить мир, общество и поведение людей, а не просто понять это общество, осмыслить его. В его биографии эпитет «первый» образовывает длинные ряд. Так было всегда: во времена первых студенческих строительных отрядов ипервых КВНов в Дагестане, первого Всесоюзного студенческого форума страны и первого Дня города Махачкала. Одним словом, все, о чем пишет автор, рождалось самой жизнью.
Все его книги и публицистика, как и все его научное педагогическое творчество, зиждутся на личностном начале. В нем есть нотки пережитых обид, нанесенных ему незаслуженно. Но Абдулла Магомедов мужественно переносит то, что не может изменить, злопамятство не свойственно его широкой и, как говорил наш талантливый поэт Омар-Гаджи Шахтаманов, рыцарской натуре. В завершение своих, может и несколько сбивчивых размышлений вокруг творчества А.А. Магомедова, хочу подчеркнуть известное выражение: народ всегда мудрее политиков. Земляки Абдуллы Абдуллаевича в середине 90-х годов, как только вышел закон о местном самоуправлении, по инициативе учительского корпуса Чародинского района, присвоили его имя Магарской средней школе. Его имя отмечено и в энциклопедических изданиях «Кто есть кто в России» (М. 1997), «Современная политическая история России» (М. 1990).
Признание – крест тяжелый его нужно отработать и оправдать. Что касается оправдания, то беспокоится о нем А. Магомедову незачем. Признание это давно оправдано его жизнью и творчеством. А вот чтобы отработать… Абдулла Абдуллаевич успокаиваться не собирается. Ведь жизнь и творчество для него – это работа.
Теперь о данном мной начале в этих заметок обещании… Почему я сравнил А. Магомедова с М. Сперанским. Все очень просто: решением Ученого совета Дагестанского государственного педагогического университета от 27 мая 2004 года Абдулла Абдуллаевич Магомедов выдвинут на осискание золотой медали имени М.М. Сперанского Российской академией наук в 2005 году. Естественное решение. И я уверен, что реализация его была закономерной.
Ж. «Дагестан», № 3 (12)
май – июнь 2004