Верность судьбе: портрет (2002)
Я родился в семье крестьянина-фронтовика
Имя Абдуллы Магомедова хорошо известно в общественно-научных и политических кругах нашей республики. В коллективе Дагестанского государственного педагогического университета, где он работает первым проректором, Абдуллу Абдуллаевича знают не только как педагога-новатора, известного ученого-политолога, но и просто как замечательного, доброго, никогда не унывающего человека. В основе его поистине грандиозных достижений – воля и труд. Экзамен без права пересдачи А. Магомедов выдерживает и по сию пору, выдерживает талантливо и целеустремленно. С неизбежно блестящим результатом. Об этих качествах Абдуллы Магомедова, вероятно, уже писалось и говорилось. Но вот осмелюсь предположить, что в основе заслуг А. Магомедова романтический, если хотите, поэтический поход ко всему, чем занимается этот неординарный человек. И это, видимо, неслучайно, моему собеседнику нравятся произведения Евгения Евтушенко, ему нравится , что своими образами поэт говорит о самом сокровенном, о том, что дорого ему самому – Абдулле Магомедову.
Жизнь человека как река. Но как нет прямых рек, так нет жизни без подъемов и спадов, без приливов и отливов. В человеке, как в природе, существуют волны времени, ритмическая смена периодов. И наш персонаж живет так, как понимает свое время и мыслит. Проносятся дни, годы, десятилетия. Предлагаем вам на мгновение остановиться и вместе с нами рассмотреть черты человека, не только наделенного должностями и регалиями, но и заслужившего всеобщее признание и уважение.
Он из поколения «шестидесятников». Детей военных и послевоенных лет… Они стали наследниками мифологов прошлого и одновременно создателями новых мифов, затем перестройщиками и строителями современного капитализма. Как много выпало на долю этого поколения! Действительно, судьба их оказалась на переломе веков. Абдулла Магомедов – маленькая частичка этой общей судьбы.
Он родился в небольшом селении Чуниб Чародинского района. Отец, рядовой колхозник, одним из первых в ауле ушел на Великую Отечественную войну и погиб в Венгрии в 1944-м, когда сыну было немногим более двух лет. На войне погибли и два брата отца. В послевоенные годы идет процесс стихийного, юношеского осмысления Абдуллой происходящих событий. Этим и определяется его ранняя политизированность и восхищение людьми думающими, неравнодушными к своему времени. И, видимо, не случайно в одной из своих книг он пишет об ученом-физике Вазифе Мейланове, что «он одним из первых в Дагестане открыто бросил вызов и заговорил об этике ненасилия как мировоззрении».
- Жизнь меня так вырастила и обучила, - вспоминает Абдулла Абдуллаевич в одном из своих интервью, - что я признаю, принимаю близко к сердцу людей, подобных мне по образу мысли и образу жизни…
И это чувство восхищения человеком с активной жизненной позицией заставляет и его быть в гуще дел и событий.
В ДАГЕСТАНЕ… НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА - население на январь 1989 г. Составило 1 млн. 791,5 тыс. человек из них: 782,7 тысячи – городского 1008,8 тысячи – сельского в Махачкале – 314,7 тысячи. Проживает множество народов, национальных и этнических групп (по данным последней переписи 1989 года зафиксированы представители 102-х национальностей), которые принадлежат к трём языковым семьям.
В 1968 году А. Магомедова избирают секретарем комсомола университета, членом бюро Махачкалинского горкома комсомола и членом Дагестанского обкома ВЛКСМ. А ЦК ВЛКСМ удостаивает его своей высшей награды. Абдулла стремится «заразить» дагестанское молодежное сообщество «больной совестью», становится инициатором создания самоуправляемых студенческих отрядов, организует в университете курсы слесарей, электриков, сварщиков, плотников и даже скалолазов. Абдулла сам непосредственно возглавляет студенческий отряд на строительстве детского садика в Кубачи. Там же начинается его творческая дружба с писателем Ахмедханом Абу-Бакаром.
В 1969 году Абдулла Магомедов выходит в ЦК ВЛКСМ с инициативой о проведении в Дагестане всесоюзного форума студенческой молодежи. Это были незабываемые дни, когда республика принимала представителей 50 университетов СССР от Душанбе до Минска. В том же году он впервые организовал встречи команд КВН Бакинского и Дагестанского университетов. Да мало ли чего еще было!
Абдулла Магомедов не относится к тем, кто не прочь при случае поносить так называемые застойные времена. Как-то в беседе с журналистом «Дагестанской правды» Феликсом Бахниевым он признался:
- Ни комсомольскую, ни партийную работу я сам не искал. И в моей карьере не было протекционизма. И я, скажу откровенно, был рад тому, что работал и в комсомоле, и секретарем махачкалинского горкома партии. Без этого я считал бы себя несостоявшейся личностью. Да, я входил в класс номенклатуры. Но не отрекаюсь от своего прошлого, и у меня нет оснований за него стыдиться.
Как бы комментируя эти взгляды Абдуллы Магомедова, первый заместитель председателя президиума ДНЦ РАН Абдулгамид Алиев и профессор-историк из ДГПУ Махач Магомедов в предисловии к его книге «Евразийский Дагестан: к итогам XX века» пишут: «Есть люди, которые зажаты в тисках между неприятием «верхов» и завистью «низов». Они не способны на подлость, не ищут званий, медалей и должностей, не мечтают о «стульях» своих начальников. Они борются лишь за одно право – творчески работать на своем месте. Именно к этой категории относится Абдулла Магомедов…»
Да, единственный в республике доктор политических наук, действительный член президиума Российской Академии социальных наук, академик Академии политических наук, президент Дагестанской ассоциации по связям с соотечественниками «Ватан» Абдулла Магомедов не поддается никаким ностальгическим чувствам. Он просто в прошлом черпает силы для достижения будущих высот в совершенствовании своей деятельно натуры.
Кстати, о «Ватане». По инициативе этой организации и лично ее президента Абдуллы Магомедова, в 1992-году состоялся первый конгресс соотечественников Дагестана. Вспоминая события десятилетней давности, А. Магомедов говорит: «Очень важно, что конгресс разрушил стену непонимания между дагестанцами здесь и за рубежом. В 1991-1994 годах по приглашению ассоциации «Ватан» к нам приезжали два-три наших соотечественника в месяц. К сожалению, военные события в Чечне закрыли границы. Как и десять лет назад, так и теперь я верю, что экономический эффект форума мы все же со временем почувствуем. Для этого нам нужно стабильность».
ОТ МАГИИ ПОНЯТИЙ К РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Абдулла Абдуллаевич центрист не только по своему вхождению в партию «единороссов», но и по складу своего характера. Но это не означает для него аморфный стиль поведения или леность мысли. У него есть своя, четко обозначенная позиция и свое понимание вопросов того, что такое сильная власть. Как укрепить ее сегодня, не ставя завтра под удар провозглашенные цели, ценности, смысл ее деятельности и ее саму? Доктор политологии Абдулла Магомедов считает, что этические ответы на эти вопросы известны: сила власти в XXI веке – в ее опоре на гражданское общество, ее демократичности. Смело можно сказать, что он выступает в качестве волонтера гражданского общества в Дагестане. Он сумел пробиться через частокол сковавших наше мировоззрение идеологических постулатов к реальной жизни, такой, какая она есть. В статье «Магия понятий и социальная реальность», напечатанной в 1991 году в академическом журнале «Общественные науки и современность», А. Магомедов одним из первых в стране отметил, что «…история пошла иным путем… Нет на самом деле в реальности ни «капитализма», ни «социализма». Само учение о них в нынешних условиях – грандиозная мистификация».
Прочитав несколько книг А. Магомедова, множество его публицистических статей, сделал для себя вывод: автор как бы доказывает, что все сделанное им на практике и осмысленное в статьях было всегда органично связано с жизнью. «Диктует время» - так называлась статья А. Магомедова, увидевшая свет в газете «Советская Россия» в июне 1983 года, что было редчайшим случаем в дагестанской публицистике. В те же годы в болгарской газете «Родопски устрем» он выступает со статьей, где употребляет термин «перестройка», в то время еще широко не вошедший в научный и публицистический оборот. Он чувствует себя в обществе не как равнодушный наблюдатель, а как действующий элемент общественного механизма. Вспоминается его доклад на собрании аварской интеллигенции в июле 1996 года. Он предупреждал, что проблемы аварского народа не могут быть решены изолированно от того, что происходит в Дагестане и в России в целом. Абдулла был из тех ученых, политиков, которые выступили против того, чтобы ценностно-нормативный вакуум, возникший после разрушения Советского Союза и начавшегося распада самой Российской Федерации в начале 90-х годов, заполнился бы асоциальным поведением человека в обществе. Поэтому так больно слушать Абдулле Магомедову вопросы дотошных журналистов о причинах не законопослушности его земляков-чародинцев:
- Если говорить откровенно, когда молодые, здоровые мужчины столкнулись с растлением общества, с «железным треугольником» - симбиозом коррумпированных чиновников, политиков и бизнесменов, с попранием принципов социальной справедливости, они, видимо, решили консолидироваться, к сожалению, не всегда для праведных дел. Плохо, что хорошее не замечают. К примеру, наши чародинцы работают в министерстве, департаментах, банкирами, более десяти докторов наук, район дал стране двух генералов, около десяти полковников…
ЭКЗАМЕН БЕЗ ПРАВА ПЕРЕСДАЧИ
За последние полгода я видел Абдуллу Абдуллаевича на многих конференциях, собраниях, и неизменно – в президиумах. И всякий раз его избирают в руководящие органы тех или иных структур. Совсем недавно он стал первым заместителем председателя политсовета ДРО партии «Единая Россия», руководителем политологического сообщества республики, членом комиссии по вопросам помилования при председателе Госсовета РД. Глава республики подобрал в состав комиссии вовсе не случайных людей. Главное условие вхождения в ее состав – чтобы люди имели нравственный стержень и доверие общества.
- Институт помилования создан вовсе не для того, чтобы исправлять ошибки судебно-следственных органов, - рассказывает А. Магомедов.
- Что касается ходатайства, надо иметь в виду особые обстоятельства, которые не могут изменить приговор суда, но само наличие которых позволяет осужденным надеяться на снисхождение. Судья оперирует законом и уголовным кодексом, нам же придется опираться на жизненный опыт и некие внутренние ощущения.
Будучи человеком умеренных и, если хотите, консервативных взглядов, он в своих политических симпатиях постоянен и предсказуем. Неслучайно в Декларации третьего конгресса интеллигенции Дагестана, который прошел под председательством Абдуллы Магомедова, четко прослеживается принцип единства целостности России через самоидентификацию народов Дагестана, в соответствии с которой они ощущают себя одновременно и представителями этноса, и дагестанцами, и россиянами.
- Традиционное дагестанское понимание свободы должно сочетаться со свободой, толерантностью по отношению к другим народам и религиям, открытостью республики, демократическим республиканским устройством власти, свободой информации, гражданскими свободами.
Абдулла Абудллаевич считает, что сама тональность форума дагестанской интеллигенции, проходившего через 20 дней после трагических событий 9 мая нынешнего года в Каспийске, была антитеррористической. Интеллигенция Дагестана выразила глубокую скорбь по погибшим, гневно осудила организаторов и исполнителей кощунственного теракта и воспринимает эти события как вызов обществу.
МЫ МОЖЕМ СТОЛЬКО СКОЛЬКО ЗНАЕМ
О простоте и доступности Абдуллы Магомедова ходят легенды. Как-то один из преподавателей педуниверситета так сказал о взаимоотношениях первого проректора со студентами: «Да он для них чуть ли не как отец родной!» Да и сам Абдулла Абдуллаевич говорит об этом: «Думаю, что студенты меня любят. Я чувствую их отношение к себе по искренним и неподдельным улыбка». Вообще-то, я и сам ощутил на себе обаяние этого человека, его высокий уровень культуры общения, когда ровно четыре года назад брал у него первое мое интервью для «НД». В ходе той памятной беседы я узнал сам и познакомил читателей с так называемой многоуровневой системой обучения впервые внедренной А. Магомедовым в педагогическом вузе. Вот фрагмент этого интервью: «Факультеты самостоятельно избирают разные модели обучения. На одних сохраняется традиционная одноуровневая пятилетняя модель, на других в экспериментальном порядке введена подготовка по многоуровневой системе. Убежден, что развитие магистратуры активизирует научную деятельность кафедр и стимулирует студентов к более серьезной учебе…»
Некоторые люди в жестоких юных глазах могут выглядеть как старики, в действительности они радуются жизни во всей ее многокрасочной палитре и не боятся быть смешными в чьих-то глазах. К таким людям относится Абдулла Магомедов.
- Мой любимый поэт Женя Евтушенко в одном из интервью как-то сказал: «Мой сороковой день рождения я праздновал с детским хвастовством. Мой пятидесятый – с относительным оптимизмом. Но как это случилось, что мне стукнуло шестьдесят, я так и не разобрался, да и до сих пор не могу это логический, физиологически осознать…»
Поэт, конечно, говорил о том, что он испытывал в переломные моменты своей жизни, но как это похоже на мои ощущения, когда я преодолевал те же жизненные этапы. Но, как говорится, еще не вечер. И вслед за Евгением Евтушенко я, Абдулла Магомедов, повторю, что выбираю не собственные похороны при жизни, а собственные дни рождения – каждый день в году».
Э. Эмиров
Новое дело, 6 сентября 2002