Равновесие во всем (вместо предисловия). (2000)

Да не придется вам жить во время перемен…
(Китайское благое пожелание)

О Магомедове невозможно ни плохо говорить, ни плохо писать. Но не хочется и «заеженно» - дескать, Абдулла Абдуллаевич является олицетворением широкой, вечно доброй, по-настоящему горской души и т.д. Разбираться в его трудах с философской точки зрения очень интересно. Не менее интересно анализировать с исследовательской позиции его книги и статьи разных лет, прослеживая динамику социализации, диалектику человеческого и творческого мышления. Еще одним свидетельство этого является и его новая книга «Евразийский Дагестан: к итогам XX века».

 Абдулла Магомедов один из тех наших друзей и коллег, которые находятся на виду во все времена, пережитые Дагестаном в конце XX века. В эти годы целая плеяда общественно-политических деятелей Дагестана, получивших блестящее образование в вузах страны и по природе настроенных на демократическую форму правления, оказалась на различных должностях в комсомольском, партийном и государственном аппарате брежневского «застоя». Магомедов – один из этой группы интеллектуалов. Имея опыт и свое видение проблемы, иные из них раньше других стали ощущать  необходимость совершенствования и реформирования системы управления обществом, ее перестройки. Как видно из книги, вторая по значимости в то время газета страны, орган ЦК КПСС «Советская Россия» в июне 1983 года опубликовала статью Абдуллы Магомедова «Диктует время». Можно сказать, что это был редчайший случай в дагестанской публицистике. В те же годы в болгарской газете «Родопски устрем» в трёх номерах подряд он выступает со статьей «На пути перестройки». Заметим, кстати, что термин «перестройка» тогда ещё даже не вошёл в научный и публицистический оборот.

Одной из центральных в творчестве автора стала тема противоречивости прогресса и модернизации общества. Неслучайно широко известный в мире философ, академик Российской академии наук Г.В. Осипов, чьи труды изданы более чем в 30 странах мира, в выступлении на защите докторской диссертации А.А. Магомедова подчеркнул, что автор один из первых в политической науке обосновал категории «модернизация общества» и «национально-государственные интересы».

- существовало около 800 религиозных школ-мектебе и медресе (8 тыс. учащихся); не было почти ни одного селения, в котором при мечети у кадия или муллы не обучалось бы арабскому языку от трех до пятнадцати учеников;
- насчитывалось (1900 г.) 28 городских и сельских светских учебных заведений, из них 2 средних (2090 мальчиков и девочек), открылись вакансии в учебных заведения Москвы, Петербурга, Харькова, Ставрополя, Баку;
- 1900 – в Порт-Петровске открылись одногодичные педагогические курсы;
- 1904 – в Дербенте – школа садоводства;
- 1905 – в Порт-Петровске – трех-летнее электротехническое училище;
- функционировали 5 небольших типографий, появились исследования – по этнографии и истории;
- 1900 – в Порт-Петровске была открыта первая в Дагестане публичная библиотека;
- 1900 – в Дагестане было 9 врачей, 18 фельдшеров и 27 оспопривителей В 1904 г. Царским правительством издан указ, согласно которому были созданы фельдшерские пункты в округах;
- учрежден Дагестанский областной статистический комитет

Суть анализа драматических коллизий XX века, данного А.А. Магомедовым в материалах книги и в своих монографических исследованиях, заключается в том, что взаимоотношения людей современной эпохи, их социальные, культурные, нравственные интересы выводятся из общественного бытия нашего противоречивого и бурного времени. При этом в понятии «общественное бытие» всесторонне рассматривается вопрос такого главного составляющего элемента, как «общество и человек».

В статье «Магия понятий и социальная реальность», напечатанной в 1991 г. В журнале Академии наук СССР «Общественные науки и современность» А.А. Магомедов один из первых среди обществоведов страны отметил, что «…история пошла иным путём… Существующие сегодня «социализм» и «капитализм» не имеют и не могут иметь между собой принципиальных различий. Само из противопоставление приобретает ныне преимущественно эмоционально-оценочный, понятийно-идеологический, а не содержательный, не реально-практический характер. Нет на самом деле в реальности ни «капитализма», ни «социализма». Нет и «двух мировых систем». Самое учение о них в нынешних условиях – грандиозная мистификация»…

Эта книга – не теоретическое целостное изложение и не повествование о вековой истории народов Дагестана. Такие книги уже написаны многими видными историками, философами, экономистами, литературоведами. Нам сегодня предстоит открыть книгу, состоящую из основных публицистических статей и интервью А. Магомедова, написанных в течение тридцати лет, начиная с 60-х годов и заканчивая 90-ми. Здесь даны этюды жизни народов Дагестана ушедшего века. Автор, на наш взгляд, хочет доказать, что всё сделанное на практике и осмысленное в статьях, было всегда и везде органично связано с жизнью и временем его поколения, что стремление быть сразу всем (философом, историком, политологом, политиком, практиком, публицистом) также исходит из его чувства реальности. И всё, что он делает и пишет, взято им из повседневной жизни своего времени. Можно сказать так: он скорее организатор и практик, чем теоретик, потому что больше всего стремится изменить мир, общество и поведение людей, а не просто понять это общество и осмыслить его. Он чувствует себя в обществе и окружающем мире не как равнодушные наблюдатель, а как действующий элемент общественного механизма. Проектирование общественного уклада стало стилем его жизни. Так было всегда: во времена первых студенческих строительных отрядов и первых КВНов в Дагестане, первого Всесоюзного студенческого форума страны и первого дня города Махачкалы. Первый Конгресс соотечественников Дагестана был организован тоже благодаря ему. По инициативе Абдуллы Магомедова впервые в республике введена многоуровневая система высшего образования. На его счету десятки «первых» и «первых». Одним словом, все что пишет автор не делалось искусственно, а рождалось самой жизнью и практикой.

В книге «Евразийский Дагестан: к итогам XX века» есть более или менее удачные статьи, но при всех обстоятельствах они всегда живые и интересные. Нельзя не отметить ещё один важный штрих в творчестве и стиле жизни Магомедова. Невозможно, даже искренне пересмотрев свои былые представления, ценности, одним махом перечеркнуть всю свою человеческую и творческую биографию. Можно сколько угодно развиваться, менять взгляды, но благородство немыслимо без верности своей судьбе. Абдулла Магомедов всегда верен своей судьбе. Ощущая противоречивость, тяжесть и вес прожитых лет, он по-прежнему ведет живой диалог с новым временем. В интервью «Придерживаюсь теории «Игрек» автор пишет: «Я не отрекаюсь от своего прошлого, и у меня нет оснований за него стыдиться… А бывшие идеологи, я думаю смогут осмыслить новое время, если у них хватит сил понять, что правда, а что ложь в истории страны»…

Есть люди, которые зажаты в тисках между неприятием «верхов» и завистью «низов». Они не способны на подлость, не ищут званий, медалей, должностей, не метают о «стульях» своих начальников. Они не стремятся подмечать чужие слабости и уличать в ничегонеделании других. Они просто работают. Для них жизнь – творчество. Они борются лишь за одно право – право творчески работать на своём месте. Именно к этой категории людей относится Абдулла Магомедов. Человек с обостренным чувством социальной справедливости и блестящими организаторскими способностями.

Сегодня, как и всегда, доктор политических наук, профессор, действительный член Российской академии социальных наук, академик Академии политических наук, первый проректор Дагестанского госпедуниверситета, президент Дагестанской ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом «Ватан» Абдулла Магомедов не поддаётся никаким ностальгический чувствам. Настоящее и будущее – вот что достойно быть прожитым для него.

Абдулгамид Алиев, первый заместитель председателя Президиума Дагестанского научного центра РАН,
академик Российской академии социальных наук, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и РД

Махач Магомедов, доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой Отечественной истории Дагестанского госпедуниверситета, заслуженный деятель науки РД.